Шпалы, как важный элемент железнодорожной инфраструктуры, изготавливаются в основном из древесины, которую получают из различных частей растущего дерева. Каждая из этих частей, имея свои уникальные характеристики, выполняет определенную роль в процессе производства шпал.
Структура дерева
Растущее дерево состоит из трех основных частей: кроны, ствола и корней. Каждая из этих частей играет свою важную роль в жизни дерева и, соответственно, имеет различное значение в промышленном применении.
Крона
Крона дерева включает в себя ветви, покрытые листьями или хвоей. В процессе фотосинтеза листья производят сложные органические вещества, которые необходимы для роста и развития растения. Хотя крона не используется непосредственно для производства шпал, она играет важную роль в обеспечении дерева питательными веществами, которые затем могут быть использованы в других частях.
Ствол
Наибольшее значение для производства шпал имеет ствол дерева, который представляет собой основную массу древесины. Ствол выполняет две ключевые функции: он проводит воду с растворенными минеральными веществами вверх и органические вещества вниз к корням. Ствол состоит из нескольких частей: комель, средней и верхней. Из первых двух частей, комлевого и среднего сечения, непосредственно и производят шпалы. Эта древесина обладает необходимыми прочностными характеристиками и способна выдерживать большие нагрузки, что делает её идеальным материалом для амортизации и поддержки железнодорожных рельсов.
Корни
Корни дерева находятся ниже уровня земли и делятся на толстые и тонкие. Толстые корни удерживают ствол в вертикальном положении и хранят запасы питательных веществ, в то время как тонкие корешки всасывают воду и минералы из почвы. Хотя корни могут использоваться как вторичное топливо и для некоторых промышленных нужд, они не являются основным сырьем для производства шпал. Однако, когда дерево вырубается, пни и крупные корни, особенно сосны, могут служить источником сырья для получения канифоли и скипидара.
Процесс производства шпал
Для производства шпал ствол дерева распиливается на три основные части:
Бревно-комлевая часть: это нижняя, наиболее толстая часть ствола, которая обладает высокой плотностью и прочностью, идеально подходящими для изготовления шпал.
Бревно-средняя часть: эта часть также характеризуется хорошими механическими свойствами, что делает ее подходящей для использования в качестве основного материала в производстве.
Бревно-верхняя часть: верхняя часть ствола (крона) чаще всего имеет меньшее значение в производстве шпал, так как древесина в этой части может иметь меньшие прочностные характеристики.
Таким образом, основной материал для шпал получают из первой и второй частей ствола дерева, что подтверждает высокую значимость этих сегментов в сфере железнодорожного строительства.
Заключение
Таким образом, производство шпал требует использования ствола дерева, в частности его комлевой и средней части, которые обеспечивают необходимые физические и механические свойства.