Деревянные шпалы и брусья играют ключевую роль в обеспечении безопасного и стабильного функционирования железнодорожного транспорта. Чтобы обеспечить долговечность этих материалов, необходимо внимательно следить за их состоянием и проводить регулярное техническое обслуживание.
Признаки негодности деревянных шпал
В процессе эксплуатации шпал и брусьев важно уметь распознать их признаки негодности. Вот основные из них:
Сквозные расколы, которые могут проходить как по всей длине шпалы, так и достигать подкладки.
Углубленный износ древесины: для шпал I типа он не должен превышать 40 мм, а для шпал II и III типов — 30 мм.
Разработка костыльных отверстий, которые превышают 30 мм в диаметре.
Гниль под подкладкой, глубиной более 40 мм для шпал I типа.
Выколы древесины, которые заходят под подкладку.
Поперечные изломы в древесине.
Загнивание торцов шпал с проникновением гниения под подкладку.
Эти признаки могут указывать на серьезные нарушения в состоянии шпал и требуют немедленного внимания.
Ремонт деревянных шпал и переводных брусьев
После изъятия деревянных шпал и переводных брусьев из пути их можно восстановить и повторно использовать, если они прошли качественный ремонт.
Ремонт в механизированных шпалоремонтных мастерских
Такой подход предполагает, что ремонт осуществляется на специализированных производственных базах, например, на территориях шпалопропиточных заводов. Отремонтированные шпалы должны соответствовать ряду требований:
Отсутствие видимых признаков гнили.
Заделка старых отверстий с помощью пробок или установка втулок.
Укрепление концов шпал для предотвращения растрескивания с помощью металлических болтов, проволоки или скоб.
Обработка всех обнаженных участков (трещин и зачищенных мест) антисептической пастой или пропитка маслами под давлением.
Ремонт в специализированных пунктах
Путевые машинные станции также могут выполнять ремонт на месте в специальных пунктах. Для этих шпал и брусьев также действуют строгие требования:
Не должно быть признаков гнили.
Старые отверстия должны быть заделаны антисептированными пробками или сверлить новые, также антисептированные.
Концы шпал укрепляются различными методами, включая деревянные винты или металлические болты.
Обработка трещин и очищенных мест антисептической пастой с последующим гидроизоляционным покрытием.
Классификация отремонтированных шпал и брусьев
После ремонта деревянные шпалы и брусья делятся на три группы для дальнейшего использования:
Первая группа: шпалы для главных путей (1–3 класс). Толщина не менее 140 мм, отсутствие гнили и сквозных расколов на обоих торцах.
Вторая группа: шпалы для путей 3–4 класса. Толщина не менее 130 мм, отсутствие загнивания торцов.
Третья группа: шпалы для путей 5 класса, в том числе станционных и подъездных. Толщина не менее 120 мм и отсутствие критериев первой и второй группы.
Продление срока службы шпал и брусьев
Чтобы максимально продлить срок службы деревянных шпал и брусьев, важны следующие моменты:
При сборке рельсошпальной решетки или в процессе укладки шпал необходимо избегать механических повреждений. Использование специальных машин и инструментов поможет защитить пропитанный слой древесины.
Забивать костыли и устанавливать шурупы следует только после предварительного сверления, чтобы избежать повреждений материала.
Наклонная забивка и последующее отгибание костылей строго запрещены, как и установка изогнутых креплений.
Чтобы защитить шпалы от механического износа, под подкладками укладываются резиновые прокладки, что значительно снижает вероятность повреждения древесины.
Заключение
Текущее содержание деревянных шпал и брусьев — это ключевая задача, от которой зависит безопасность и надежность железнодорожного транспорта. Регулярные проверки состояния, качественный ремонт и правильная эксплуатация позволяют продлить срок службы этих важных элементов инфраструктуры и обеспечивают безопасность пассажиров и грузов. Обладая знаниями о признаках негодности и методах ремонта, можно значительно повысить эффективность ухода за деревянными шпалами и брусьями.