Статьи

Особенности текущего содержания шпал и брусьев

Деревянные шпалы и брусья играют ключевую роль в обеспечении безопасного и стабильного функционирования железнодорожного транспорта. Чтобы обеспечить долговечность этих материалов, необходимо внимательно следить за их состоянием и проводить регулярное техническое обслуживание.

Признаки негодности деревянных шпал

В процессе эксплуатации шпал и брусьев важно уметь распознать их признаки негодности. Вот основные из них:

  1. Сквозные расколы, которые могут проходить как по всей длине шпалы, так и достигать подкладки.
  2. Углубленный износ древесины: для шпал I типа он не должен превышать 40 мм, а для шпал II и III типов — 30 мм.
  3. Разработка костыльных отверстий, которые превышают 30 мм в диаметре.
  4. Гниль под подкладкой, глубиной более 40 мм для шпал I типа.
  5. Выколы древесины, которые заходят под подкладку.
  6. Поперечные изломы в древесине.
  7. Загнивание торцов шпал с проникновением гниения под подкладку.

Эти признаки могут указывать на серьезные нарушения в состоянии шпал и требуют немедленного внимания.

Ремонт деревянных шпал и переводных брусьев

После изъятия деревянных шпал и переводных брусьев из пути их можно восстановить и повторно использовать, если они прошли качественный ремонт.

Ремонт в механизированных шпалоремонтных мастерских

Такой подход предполагает, что ремонт осуществляется на специализированных производственных базах, например, на территориях шпалопропиточных заводов. Отремонтированные шпалы должны соответствовать ряду требований:

  • Отсутствие видимых признаков гнили.
  • Заделка старых отверстий с помощью пробок или установка втулок.
  • Укрепление концов шпал для предотвращения растрескивания с помощью металлических болтов, проволоки или скоб.
  • Обработка всех обнаженных участков (трещин и зачищенных мест) антисептической пастой или пропитка маслами под давлением.

Ремонт в специализированных пунктах

Путевые машинные станции также могут выполнять ремонт на месте в специальных пунктах. Для этих шпал и брусьев также действуют строгие требования:

  • Не должно быть признаков гнили.
  • Старые отверстия должны быть заделаны антисептированными пробками или сверлить новые, также антисептированные.
  • Концы шпал укрепляются различными методами, включая деревянные винты или металлические болты.
  • Обработка трещин и очищенных мест антисептической пастой с последующим гидроизоляционным покрытием.

Классификация отремонтированных шпал и брусьев

После ремонта деревянные шпалы и брусья делятся на три группы для дальнейшего использования:

  1. Первая группа: шпалы для главных путей (1–3 класс). Толщина не менее 140 мм, отсутствие гнили и сквозных расколов на обоих торцах.
  2. Вторая группа: шпалы для путей 3–4 класса. Толщина не менее 130 мм, отсутствие загнивания торцов.
  3. Третья группа: шпалы для путей 5 класса, в том числе станционных и подъездных. Толщина не менее 120 мм и отсутствие критериев первой и второй группы.

Продление срока службы шпал и брусьев

Чтобы максимально продлить срок службы деревянных шпал и брусьев, важны следующие моменты:

  • При сборке рельсошпальной решетки или в процессе укладки шпал необходимо избегать механических повреждений. Использование специальных машин и инструментов поможет защитить пропитанный слой древесины.
  • Забивать костыли и устанавливать шурупы следует только после предварительного сверления, чтобы избежать повреждений материала.
  • Наклонная забивка и последующее отгибание костылей строго запрещены, как и установка изогнутых креплений.
  • Чтобы защитить шпалы от механического износа, под подкладками укладываются резиновые прокладки, что значительно снижает вероятность повреждения древесины.

Заключение

Текущее содержание деревянных шпал и брусьев — это ключевая задача, от которой зависит безопасность и надежность железнодорожного транспорта. Регулярные проверки состояния, качественный ремонт и правильная эксплуатация позволяют продлить срок службы этих важных элементов инфраструктуры и обеспечивают безопасность пассажиров и грузов. Обладая знаниями о признаках негодности и методах ремонта, можно значительно повысить эффективность ухода за деревянными шпалами и брусьями.
2024-10-18 08:20