Нормально работающая железная дорога состоит из множества различных элементов, чётко взаимодействующих между собой. Одной из наиболее важных составляющих при возведении железной дороги является стрелочный перевод. Он обладает довольно сложным устройством и подразумевает использование таких изделий как брус деревянный переводной, который представляет собой пилопродукцию строго определённых габаритных размеров, стандарты которых регулируются нормами ГОСТ. Таким образом брус деревянный переводной применяется в качестве опоры для стрелочных переводов и их соединениями, а также в глухих пересечениях железнодорожного пути.
Размеры, форма поперечных сечений и длина брусьев, меняющаяся по группам через каждые 250 мм, начиная от 2750 до 5500 мм в стрелочных переводах, установлены стандартом. Два передних бруса, несколько более длинных для установки на них переводного механизма, называют флюгарочными. Набор брусьев, количество которых зависит от типа перевода и определяется по эпюре последнего, называют комплектом, а количество брусьев в каждом зависит от используемых рельсов и типа перехода – от 68 палок бруса (тип А4) до 170 палок бруса (тип А1).
Основная функция
Одной из самых важных функций переводного бруса является его способность обеспечивать безопасное и плавное переключение поездов с одной колеи на другую. Этот элемент играет ключевую роль на участках железнодорожного пути, где поезда меняют направление движения. Особая конструкция бруса помогает удерживать рельсы и части стрелок в стабильном положении, что крайне важно для уверенного и безопасного передвижения составов. А это, в свою очередь, влияет на безопасность и комфорт пассажиров. Благодаря качественной работе переводного бруса, поездки становятся более надежными.
Технические характеристики
Каждый деревянный брус на железной дороге имеет следующие составляющие части:
Обзольная - участки без пропилов;
Верхняя и нижняя пласти - горизонтальные поверхности разной ширины;
Боковины - параллельные вертикальные плоскости.
Для производства используются хвойные породы, преимущественно сосну, благодаря своей доступной цене и качеству. Сосна широко распространена и надежна, обеспечивая стабильную функциональность шпал.
Изделия могут быть как обрезные, так и необрезные, отличающиеся профилями, объединенными по классу пути. Этот класс определяется в зависимости от важности направления, скорости передвижения и грузоподъемности. Выбор правильных элементов ВСП для переходов является гарантом надежной поддержки рельс и шпал.
Существует три типа деревянных брусьев для стрелочных переводов:
По форме поперечного сечения брусья разделяют на три вида:
1. обрезные брусья - срезанные с четырех сторон;
2. полуобрезные брусья – срезанные с трех сторон;
3. необрезные брусья – срезанные с двух параллельных сторон.
Технические требования:
Изготавливается брус деревянный по стандартам ГОСТ 8816-2014 и обязан отвечать целому ряду критериев. Основные геометрические параметры, обуславливающие его вид, класс и эксплуатационные показатели, – это:
ширина пластей, верхней и нижней – b и b1, а также непропиленных сторон – b`;
толщина – h;
высота – h1.
Подразумевается, что абсолютная влажность пород, используемых для производства, не превышает 22%, поперечные сечения изделий устанавливаются, исходя именно из этого условия. Если же не обеспечить его выполнение, все номинальные данные повышают согласно межгосударственному стандарту 6782.1 – с учетом припусков на усушку.
Допущения:
Допустимо исполнять брус с некоторыми отклонениями, если они не выходят за следующие рамки:
толщина – ± 5 мм;
ширина нижней пласти – от -5 до +20 мм; верхней – до – 10 мм;
длина – ± 20 мм.
Предполагается, что противоположные плоскости будут параллельны между собой, а скос пропила по изделию не превысит 10 мм. Погрешности взаимного расположения, выходящие за приведенные выше лимиты, не разрешены.
Торцы следует обрезать под углом в 90 градусов по отношению к продольной оси, с фасками до 20 мм. Сложная и простая кривизна допустима, но только если стрела прогиба будет не больше:
0,1 и 0,2% от длины – по обеим пластям;
0,25-0,5% - по боковинам у А-вида;
0,5-1% - у Б-исполнения.
Обзольные и непропиленные необрезные участки следует очистить от луба и коры. Запилы и зарубы по верхней плоскости запрещены, на остальных же сторонах они могут быть в том случае, когда в глубину не превышают 20 мм, а в ширину – 40 мм. Закомелистость и сучки важно срезать, сровнять с контактной поверхностью, при этом дефекты камуфлировать не надо.