Статьи

Когда деревянные шпалы "уходят в отставку"?

Деревянные шпалы — важная часть железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающая надежность и устойчивость рельсовых путей. Однако со временем, под действием внешних факторов и нагрузок, даже самые качественные шпалы могут стать негодными для эксплуатации. В этой статье мы рассмотрим основные признаки, на которые должны обращать внимание специалисты при оценке состояния шпал, и узнаем, когда пришло время «отправить их на покой».

Признаки негодности деревянных шпал

1. Трещины и расколы

Одним из первых сигналов о том, что шпала больше не пригодна для использования, являются трещины. Они могут быть как сквозными, так и поверхностными, а иногда проникают и под подкладку шпалы. Эти повреждения могут серьезно ослабить структуру древесины, делая шпалы уязвимыми под нагрузками.

2. Износ подкладки

Для деревянных шпал критически важен уровень износа подкладки. Шпалы, у которых износ превышает 40 мм, следует считать непригодными для работы. Для шпал второго и третьего типа этот порог еще ниже — 30 мм. Износ подкладки может привести к нестабильности рельсов и, как следствие, увеличению риска аварий.

3. Гниение

Гниение — опасный враг деревянных шпал. Влажная среда способствует проникновению грибков и микроорганизмов, которые разрушают древесину. Гниение может начинаться всего через пять лет эксплуатации шпал, и его развитие зависит от климатических условий. Признаком гниения может быть не только изменение цвета древесины, но и изменение её структуры.

4. Перфорированные отверстия

Повреждения от костылей или шурупов также могут стать причиной негодности шпал. Если диаметр отверстий превышает 30 мм, это свидетельствует о том, что шпала потеряла свою прочность. Это может быть следствием неправильной установки крепежей, что приводит к ослаблению материала.

Причины повреждений

Понимание причин, по которым деревянные шпалы становятся негодными, поможет избежать их преждевременного списания.

  • Естественный износ: Длительная эксплуатация при больших нагрузках приводит к растрескиванию и другим повреждениям.
  • Нарушение технологии установки: Неправильная установка крепежей, недостаточная глубина или неправильный угол сверления могут вызвать серьезные повреждения шпал.
  • Воздействие внешней среды: Влага, температурные колебания и особенности климата играют ключевую роль в разрушении древесины.

Восстановление деревянных шпал

Несмотря на выявленные повреждения, некоторые шпалы всё еще можно восстановить. Основные методы ремонта включают:

  1. Зачистка и антисептирование: Устранение заусенцев с последующим покрытием антисептическими средствами помогает защитить древесину от дальнейшего гниения.
  2. Установка новых крепежей: В местах износа могут устанавливаться пластины-закрепители, которые увеличивают прочность соединений.
  3. Обработка трещин: Специальные составы позволяют заполнить трещины, предотвращая дальнейшее их расширение.
  4. Проверка состояния: Периодические проверки состояния шпал помогают заранее выявлять проблемы и предотвращать аварийные ситуации.

Заключение

Деревянные шпалы, несмотря на свой богатый опыт эксплуатации, имеют свои пределы. Признаки их негодности, такие как трещины, гниение и износ, должны внимательно отслеживаться. Регулярный мониторинг состояния шпал и своевременные ремонтные работы помогут поддерживать надежность железнодорожной инфраструктуры и обеспечить безопасность передвижения. Не забывайте, что каждая шпала — это важная часть целой системы, и ее состояние напрямую влияет на безопасность всех участников процесса.