Что такое полушпала и чем она отличается от стандартной шпалы?
При строительстве железнодорожных путей на стройплощадках, в портах и крупных логистических центрах применяются различные конструкции для поддержки рельсов. Одним из таких элементов является полушпала, которая, хоть и имеет схожие функции с полноразмерной шпалой, отличается по ряду характеристик и предназначению.
Что такое полушпала?
Полушпала – это укороченный опорный элемент, на который укладываются рельсы. Ее основная задача заключается в поддержании и распределении нагрузки на рельсовом полотне, аналогично полноразмерным шпалам. Однако, как следует из названия, длина полушпалы составляет около половины стандартной шпалы. В то время как классическая шпала для колеи в 1520 мм достигает 2750 мм в длину, полушпала имеет длину 1350 мм. При этом вес деревянной полушпалы составляет примерно 45 килограммов.
Несмотря на свои размеры, полушпалы обладают теми же функциями и требованиями, что и обычные шпалы, однако они не используются на участках с высокой интенсивностью движения поездов.
Материалы для полушпал
Полушпалы могут быть сделаны как из дерева, так и из железобетона. В большинстве случаев применяют деревянные полушпалы, изготавливаемые из сосны. Этот материал отличается приемлемой стоимостью, долговечностью и хорошей обрабатываемостью. Иногда также используют более дорогие виды дерева, такие как лиственница, кедр или дуб.
Каждый из этих материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, дерево подвержено гниению и повреждению паразитами, что может снизить его прочность. В то же время, деревянные полушпалы легче в обслуживании и обеспечивают хороший демпфирующий эффект. Железобетонные полушпалы, хотя и более долговечные, имеют меньшую гибкость.
Сфера применения полушпал
Полушпалы устанавливаются в следующих случаях:
под башенными кранами на строительных объектах;
под козловыми кранами на складах и в промышленных зонах;
под портовыми кранами.
Основное назначение полушпал – это усиление рельсового полотна, что обеспечивает его стабильность и правильную геометрию. Такие конструкции могут выдерживать значительные нагрузки, иногда до 300 тонн, чем способствуют равномерному распределению веса на грунт.
Классификация полушпал
В соответствии с техническими стандартами (ГОСТ 78-2004), деревянные полушпалы классифицируются по высоте боковин и толщине верхней поверхности для установки рельсов. Существуют два основных типа:
Тип I – высота 150 мм и толщина 180 мм.
Тип II – высота 130 мм и толщина 160 мм.
Также учитываются формы поперечного сечения полушпал, которые могут быть:
Обрезные – с ровными и вертикальными боковинами.
Необрезные – с бочкообразным сечением.
Полуобрезные – с опиленными двумя горизонтальными поверхностями.
Кроме того, полушпалы могут быть обработаны специальными составами, что предотвращает их разрушение. Они могут быть:
Пропитанные – защищенные от гниения специальной пропиткой.
Непропитанные – без какой-либо защиты.
Наколотые – обработанные с проколами для глубокой пропитки.
Наиболее распространенным материалом для пропитки является креозот, который используется в автоклавах при высоком давлении.
Требования к качеству полушпал
Согласно техрегламенту, на подкрановых путях не допускаются полушпалы с дефектами, такими как зарубки, глубокие трещины или следы гниения. Все сучки должны быть тщательно обработаны, а поверхность – ровной и чистой.
Заключение
Полушпала – это важный компонент для специфических условий эксплуатации железнодорожных путей, обеспечивающий надежность и безопасность в работе крановых комплексов. Понимание ее особенностей и применение соответствующих материалов позволяет повысить эффективность работы на строительных объектах и в логистике.