Статьи

Что такое полушпала и чем она отличается от стандартной шпалы?

При строительстве железнодорожных путей на стройплощадках, в портах и крупных логистических центрах применяются различные конструкции для поддержки рельсов. Одним из таких элементов является полушпала, которая, хоть и имеет схожие функции с полноразмерной шпалой, отличается по ряду характеристик и предназначению.

Что такое полушпала?

Полушпала – это укороченный опорный элемент, на который укладываются рельсы. Ее основная задача заключается в поддержании и распределении нагрузки на рельсовом полотне, аналогично полноразмерным шпалам. Однако, как следует из названия, длина полушпалы составляет около половины стандартной шпалы. В то время как классическая шпала для колеи в 1520 мм достигает 2750 мм в длину, полушпала имеет длину 1350 мм. При этом вес деревянной полушпалы составляет примерно 45 килограммов.

Несмотря на свои размеры, полушпалы обладают теми же функциями и требованиями, что и обычные шпалы, однако они не используются на участках с высокой интенсивностью движения поездов.

Материалы для полушпал

Полушпалы могут быть сделаны как из дерева, так и из железобетона. В большинстве случаев применяют деревянные полушпалы, изготавливаемые из сосны. Этот материал отличается приемлемой стоимостью, долговечностью и хорошей обрабатываемостью. Иногда также используют более дорогие виды дерева, такие как лиственница, кедр или дуб.

Каждый из этих материалов имеет свои плюсы и минусы. Например, дерево подвержено гниению и повреждению паразитами, что может снизить его прочность. В то же время, деревянные полушпалы легче в обслуживании и обеспечивают хороший демпфирующий эффект. Железобетонные полушпалы, хотя и более долговечные, имеют меньшую гибкость.

Сфера применения полушпал

Полушпалы устанавливаются в следующих случаях:

  • под башенными кранами на строительных объектах;
  • под козловыми кранами на складах и в промышленных зонах;
  • под портовыми кранами.

Основное назначение полушпал – это усиление рельсового полотна, что обеспечивает его стабильность и правильную геометрию. Такие конструкции могут выдерживать значительные нагрузки, иногда до 300 тонн, чем способствуют равномерному распределению веса на грунт.

Классификация полушпал

В соответствии с техническими стандартами (ГОСТ 78-2004), деревянные полушпалы классифицируются по высоте боковин и толщине верхней поверхности для установки рельсов. Существуют два основных типа:

  1. Тип I – высота 150 мм и толщина 180 мм.
  2. Тип II – высота 130 мм и толщина 160 мм.

Также учитываются формы поперечного сечения полушпал, которые могут быть:

  • Обрезные – с ровными и вертикальными боковинами.
  • Необрезные – с бочкообразным сечением.
  • Полуобрезные – с опиленными двумя горизонтальными поверхностями.

Кроме того, полушпалы могут быть обработаны специальными составами, что предотвращает их разрушение. Они могут быть:

  • Пропитанные – защищенные от гниения специальной пропиткой.
  • Непропитанные – без какой-либо защиты.
  • Наколотые – обработанные с проколами для глубокой пропитки.

Наиболее распространенным материалом для пропитки является креозот, который используется в автоклавах при высоком давлении.

Требования к качеству полушпал

Согласно техрегламенту, на подкрановых путях не допускаются полушпалы с дефектами, такими как зарубки, глубокие трещины или следы гниения. Все сучки должны быть тщательно обработаны, а поверхность – ровной и чистой.

Заключение

Полушпала – это важный компонент для специфических условий эксплуатации железнодорожных путей, обеспечивающий надежность и безопасность в работе крановых комплексов. Понимание ее особенностей и применение соответствующих материалов позволяет повысить эффективность работы на строительных объектах и в логистике.