Железнодорожный транспорт — это одна из самых надежных и распространенных форм передвижения. Однако долговечность и безопасность железнодорожных путей напрямую зависят от состояния шпал, которые служат основой для рельсов. В последние годы технологии обработки шпал претерпели значительные изменения, и одной из самых перспективных стала технология накалывания. Давайте подробнее рассмотрим, что это такое и как она влияет на качество железнодорожной инфраструктуры.
Проблемы современного производства шпал
В России для производства шпал в основном используются ель и сосна, которые имеют высокое содержание ядра на поверхности. Это дерево обладает некоторыми преимуществами, но также подвержено недостаткам. Одним из самых серьезных является низкая глубина пропитки защитными составами — всего 2-5 мм. Такой уровень обработки не обеспечивает должной защиты от воздействия внешней среды. В результате шпалы склонны к растрескиванию, и образовавшиеся трещины могут привести к преждевременному гниению древесины.
Как работает технология накалывания?
Накалывание шпал — это процесс, который не только улучшает качество пропитки древесины, но и значительно снижает вероятность ее повреждения. Этот метод заключается в создании мелких трещин различной глубины на поверхности шпал. Эти микротрещины помогают лучше проникнуть защитным веществам в древесину, увеличивая защитный эффект.
Важно отметить, что при накалывании шпал происходит некоторое снижение их прочности — до 8%. Тем не менее, это довольно незначительное снижение, на фоне значительно большей выгоды в виде уменьшения риска гниения и растрескивания древесины.
Оборудование для накалывания
Для реализации технологии накалывания используются специализированные станки. Существуют два основных типа оборудования: позиционные и проходные.
- Позиционные станки: В этих устройствах накалывание производится с помощью штампа с иглами-ножами, контактирующими с древесиной. Это позволяет точно контролировать глубину и направление накалывания.
- Проходные станки: Более продвинутая версия, в которой шпалы обрабатываются с четырех сторон. Это достигается благодаря барабанам, на которых закреплены специальные наколочные ножи. Процесс накалывания происходит, когда шпала проходит между горизонтальными и вертикальными барабанами.
Эти машины делают процесс более быстро и эффективно, позволяя обрабатывать большое количество шпал за сравнительно короткий срок.
Новые достижения в технологии накалывания
В 2024 году компания ООО «АШЗ» запустила линию автоматической калибровки и глубокой предпропиточной наколки шпальной продукции. Это новое оборудование, основанное на барабанной технологии, обеспечило еще более глубокое и качественное проникновение защитных веществ в древесину, достигающее 5 и более миллиметров. Данная глубина пропитки полностью соответствует современным стандартам и требованиям.
Такой подход не только гарантирует надежную защиту шпал, но и значительно снижает вероятность их растрескивания в процессе эксплуатации. Кроме того, автоматизация процесса уменьшает трудозатраты и повышает эффективность работы.
Преимущества накалывания для железнодорожной инфраструктуры
Основное преимущество технологии накалывания заключается в увеличении срока службы шпал. Качественная пропитка и снижение растрескиваемости древесины ведут к меньшему количеству аварийных ситуаций на железной дороге и, соответственно, к снижению затрат на содержание путей.
Кроме того, долговечные шпалы обеспечивают комфортное и безопасное движение поездов, снижая вероятность несчастных случаев. Это особенно важно на современных высокоскоростных магистралях, где безопасность — приоритет номер один.
Заключение
Технология накалывания шпал — это важный шаг вперед в области железнодорожного строительства и обслуживания. Она не только увеличивает срок службы шпал, но и минимизирует затраты на их содержание. Применение современных станков и автоматизации процессов открывает новые горизонты для повышения безопасности и надежности железнодорожных перевозок.
Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что накалывание шпал становится неотъемлемой частью процесса создания крепкой и долгосрочной железнодорожной инфраструктуры. С его помощью мы можем быть уверены, что маршруты будут надежными, а поездки — безопасными.