Статьи

Шпалы, брус для стрелок и мостовой брус: секреты выбора и применения.

Деревянные шпалы, брус для стрелочных переводов и мостовые брусья играют важную роль в инфраструктуре железнодорожного транспорта. Для тех, кто только начинает погружаться в эту тему, важно разобраться в ГОСТах и типах дерева, из которого изготавливаются эти конструкции.

Шпалы (по ГОСТ 58615-2019), брусья для стрелочных переводов (по ГОСТ 8816—70) и мостовые деревянные брусья (по ГОСТ 28450—90) могут изготавливаться из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра и березы.

Основными породами леса, из которого вырабатываются шпалы для отечественных железных дорог, являются хвойные: сосна (~70 %), ель и др. (около 30 %).

Сосна — прямоствольна, шпалы из нее упруги и менее подвержены растрескиванию. Ель (пихта, кедр) имеет более слабую древесину, чем у сосны, и она труднее поддается пропитке антисептиками. Лиственница имеет твердую древесину, которая, однако, склонна к растрескиванию при сушке в штабелях, а также при сильных морозах.

На зарубежных железных дорогах (США, Япония, ФРГ и др.) шпалы изготавливают преимущественно из твердых пород деревьев (дуб, бук) (от 85 до 100 % от общего числа деревянных шпал в пути), которые имеют срок службы не менее 30—40 лет и обеспечивают высокую сопротивляемость выдергиванию и отжатию прикрепителей, а также износу под подкладками.
Конструкция и размеры деревянных шпал
Деревянные шпалы должны соответствовать Государственному стандарту «Шпалы деревянные для железных дорог колеи 1520 мм» (ГОСТ 58615-2019).

По форме поперечного сечения

деревянные шпалы подразделяются на три вида:

обрезные — пропилены четыре стороны, полуобрезные — пропилены три стороны,

необрезные — пропилены две противоположные стороны (пласти шпалы)

Шпалы всех типов имеют допуски по толщине ±5мм и по ширине нижней пласти ±5 мм. Длина шпалы, мм 2750+20мм.

Шпалы по их назначению подразделяются на три типа:

I — для главных путей 1-го и 2-го класса, а также для путей 3-го класса при грузонапряжённости более 50 млн. т*км брутто/км в год или скоростях движения поездов более 100 км/ч;

II— для главных путей 3-го и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приёмоотправочных и сортировочных путей на станциях;

III— для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, мало деятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.

Размеры деревянных шпал установлены для древесины с влажностью не более 22%. При большей

влажности древесины шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку для хвойных пород по ГОСТ 6782.1-75, а для лиственных пород — по ГОСТ 6782.2-75.
Стрелочные и мостовые брусья.

Стрелочные брусья подразделяются на два вида:

обрезные — пропилены четыре стороны;

необрезные — пропилены две противоположные стороны

Переводные брусья по их назначению подразделяются на три типа:

I — для главных путей 1-го и 2-го класса, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т*км брутто км в год при скоростях более 100 км/ч;

II — для главных путей 2, 3 и 4-го класса, подъездных путей с интенсивной работой, приемоотправочных и сортировочных путей на станциях;

III— для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.

Размеры брусьев несколько отличаются 200мм – по верхней пласти; 260мм по нижней (обрезная) 300мм (необрезная)

Длина переводных брусьев должна быть от 3,0 до 5,5 м с градацией 0,25 м с предельными отклонениями ±20 мм.

Переводные брусья изготавливают комплектами в зависимости от назначения путей, типа рельсов и марки стрелочных переводов. Число переводных брусьев в комплекте установлено ГОСТ 8816—70.

Во всех путях 3—5-го классов могут применяться клееные переводные брусья по ГОСТ 9371—90 "Брусья переводные деревянные клееные для железных дорог широкой колеи".

Правильный выбор материала и строгое следование стандартам – залог долговечности и безопасности железнодорожных сооружений. Деревянные шпалы, брусья для стрелочных переводов и мостовые конструкции не только выполняют функциональные задачи, но и служат важным элементом в обеспечении надежности и эффективности железнодорожной инфраструктуры.